пятница, 13 апреля 2012 г.

Ну почему бензин в России такой дорогой

Ни для кого уже не секрет, что в России бензин стоит столько же, сколько и в США. 


По этому поводу постоянно на нефтяников бочку катит ФАС, которая периодически штрафует "жадных нефтяников" на миллионы и миллиарды рублей. Да, нефтяные компании довольно неплохо зарабатывают на внутреннем рынке. Вот например "ЛУКОЙЛ" признается, что от переработки нефти на внутреннем рынке они зарабатывают в районе $15 за баррель, в Европе - порядка $5 за баррель.

Если переработать баррель нефти, то получится чуть больше одной тонный всякой шляпы и гадости. Примерно половина из нее - это автомобильный бензин (см. ниже инфу от Valero - крупнейший американский нефтепереработчик, российские НПЗ не намного хуже).

Получается, что российские нефтяники с каждой переработанной тонны нефти в России имеют дополнительные 2200 рублей по сравнению с Европой (в одной тонне нефти около 7,2 баррелей). В расчете на литр бензина с учетом выхода получается около 85 копеек (1 тонна бензина примерно 1300 литров). Вот такая плата нас с вами за то, что НПЗ в России расположены так, что они образуют локальные монополии.

Если жадность нефтяников измеряется примерно одним рублем за литр, то почему в России бензин такой дорогой. Департамент энергетики США ежемесячно публикует структуру цен на бензин и дизельное топливо. Вот как это выглядит (посмотреть можно здесь):




Российские чиновники только однажды публиковали подобную информацию (Панда, к сожалению, не может найти). Но в инете можно найти любительские расчеты. Вот например здесь или здесь.

Больше половины стоимости бензина - это налоги (акцизы, НДС, НДПИ, налог на прибыль). Доля операционных  затрат составляет около 27%. Остальное - налоги (чуть менее 50%) и прибыль нефтяников (23%). Поэтому, штрафы от ФАС не помогут сделать бензин дешевле, нужно снижать налоги.







Комментариев нет:

Отправить комментарий