вторник, 19 июня 2012 г.

Грустный пост про брокерский бизнес


Довольно занятное интервью главного трейдера по российским акциям Реника. Половина интервью о том, как он докатился до такой жизни, вторая половина – про то, как устроен flow-trading. Вот фрагмент интервью:
«Трейдеры на десках инвестбанков - flow трейдеры, своих позиций они не открывают. Задача - обработать поток клиентских заявок и предпринять все действия, чтобы его получить. Приведу пример. Мы видим, что какая-то акция непрерывно растет, сами в ней ничего не делаем, но говорим, что мы большие продавцы в этой бумаге, чтобы понять, кто стоит за движением. Если к нам придет клиент и скажет: «А вы - продавцы? Мне нужно 200 000 «Северстали», то мы, скорее всего, потеряем деньги на этом первом куске, но будем понимать, что и у нас будет возможность зацепить большее движение и получить ордер вдогонку. Так flow трейдер понимает, что происходит с его бумагой.
Проблема в том, что если ты не входишь в топ-3 в бумаге по доле рынка, то вообще не понимаешь, что с ней происходит. Даже если ты лидер, все равно можешь не понимать, почему она движется, но если ты не номер один, у тебя вообще нет никаких шансов – первая же крупная сделка и ты гарантировано потеряешь деньги, потому что люди знают, что они делают, а ты даже не представляешь их мотивы.
Мне гораздо важнее поймать flow, поэтому для меня основная новость в том, что происходит с моими бумагами. Если неожиданно пошел какой-то оборот или резкое движение, моя задача поймать, поучаствовать в этом и заработать деньги, поэтому глобальные новости, в том числе экономические, для меня не очень важны»

Оборот по flow-trading у Реника - $400-500 млн. в день. Получается, что тройка крупнейших десков в  России (ВТБ, Тройка и Реник) составляет порядка $1,2-1,5 млрд. в день (Панда не думаем, что по оборотам они принципиально отличаются, по крайней мере, на ММВБ у них обороты довольно ровные).
В принципе, инвесторам ничего не мешает взять и самостоятельно совершить сделку через брокера, но таких не крупняк не любит:
«Конечно. Дело в том, что профессиональные инвесторы - западные институциональные инвесторы, за редким исключением, устроены так: они рейтингуют брокеров по внутренним критериям с учетом мнений портфельных менеджеров, аналитиков и трейдеров. На основании этих рейтингов инвесторы распределяют бизнес и платят брокерам. Брокеры предоставляют сервис для таких клиентов – составляют отчеты, организуют встречи с компаниями, выставляют хорошие цены.
Бывает такое, что инвестор пользуется твоим сервисом, но по разным причинам не может торговать с тобой, тогда он просто высылает брокеру $100 000 раз в квартал – оплачивают рисеч. Другой вариант – инвестор торгует через брокера и платит комиссию, о которой они договорятся, сейчас это 10 б.п., а если брокер подал идею, то может и все 20.
Конечно, инвестор может торговать на рынке и сам через DMA (direct market access — прямой доступ к рынку). Самые крупные российские клиенты переходят на такую систему. Но какие-нибудь банки или управляющие компании, у которых стоит DMA, вообще не воспринимают брокеров как компании, которые предоставляют им какой-то сервис. То есть они ходят на все конференции, ездят во все туры с брокерами, но при этом такое отношение – на конференцию я схожу, а поторгую потом сам через DMA. Я думаю, это будет постепенно уходить, такие клиенты со временем выпадают, их на следующие конференции уже не зовут. Если ты предоставляешь человеку какой-то сервис, а он не приносит тебе бизнес, то в какой-то момент все приостанавливается. Брокер многими не рассматривается как сервисная компания»

Вот так вот брокеры пытаются бороться с теми, кто работает самостоятельно через биржу. Тем не менее, ММВБ вытесняет таких брокеров. Вот фрагмент интервью Дена Рапопорта из Реника:

Раньше у брокерского бизнеса была хорошая маржа, широкие спрэды, и любая сделка с комиссией ниже 1% была под вопросом. Сейчас же мы нагибаемся, чтобы заработать хотя бы 15 базисных пунктов по неликвидам, потому что ММВБ убила брокерский бизнес.

-То есть во всем виновата ММВБ?
Рынок переговорных сделок РТС умер, остался лишь электронный рынок ММВБ. Теперь все клиенты хотят покупать акции по оферу ММВБ и продать по биду ММВБ где почти нет спрэдов. Даже если сделка на $10 млн, а бид/офер в ММВБ стоит на 500 рублей, клиенты все равно хотят сделать сделку по этой цене. 

-Насколько я понимаю, сейчас везде в мире такая ситуация?
Да, брокерам пророчат смерть уже десятки лет, но каким-то образом пока все выживают. Тем не менее раньше наш бизнес был очень прибыльным, иностранцы постоянно покупали российские бумаги и регулярно делали перефасовку своих портфелей. Сейчас же в среднем они перефасовывают 1-2% портфеля в год, и фонд-менеджеры платят брокерам намного меньше: уже не проценты от сделки, а десятые доли процентов.

......то есть все ушли на ММВБ, и клиенты хотят делать сделки по ценам биржи, платя 10-15 базисных пунктов. Брокеры не могут выжить на этих деньгах с маленькими оборотами.

С тем, что брокерскому бизнесу не долго осталось жить, соглашается и чувак из "Открытия":
........Я смотрю на происходящее очень прагматично. Еще два года неподвижного рынка - и наша индустрия очень сильно изменится. Спрос снизится настолько, что до 80% брокерских компаний уйдут с рынка. Останутся либо те, у кого большая денежная подушка, позволяющая им и дальше работать в убыток, либо компании, которые лучше понимают клиента и лучше удовлетворяют спрос того небольшого количества инвесторов, которые есть на рынке. Буду очень рад, если мой прагматичный сценарий не сбудется.


Ну что можно сказать. Грустяншка. Брокерский бизнес умирает. Обороты падают, классический брокеридж приносит не так много, как раньше. Отсюда Тройки, Реники снижают прибыля и сокращают народ. Некоторые ушлые брокеры нашли клондайк в виде алгоритмической торговли (когда клиенту дают робота, а он колбасит неплохую комиссию для брокера), но Панда думать, что это временно. Пройдет некоторое время, придет разочарование и народ не будет вестись на это. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий