среда, 14 марта 2012 г.

Система листинга на российских площадках


Каждый год весной вместе с мартовскими котами у нас на работе встает вопрос – куда вкладывать пенсионные деньги. Понятно, что их можно размещать в бумаги списка «А1», в ОФЗ и в депозиты в банках, которые имеют на это право (ставки не такие привлекательные). Список акций «А1» не иначе как печалькой (как разъяснила коллега, если реальная грустняшка – то «печалька», в противном случае -  «пичалька», не знал об этом) назвать нельзя. Почему - сейчас объясню.
Для начала начнем с того, что законодатели установили ограничения на инвестирование пенсионных денег: максимальная доля акций – 65%, доля одного эмитента – не более 10%.
Начинаем выбирать из бумаг списка «А1». Покупаем «ЛУКОЙЛ», «Новатэк», «Уралкалий», «Ростелеком». Можно еще купить «Сбербанк», но если счет открыт в этом банке, то его акции нельзя покупать. Также, наверное, нельзя и РДР «Русала», так как формальным эмитентом расписок является тот самый «Сбербанк». Получается, что в нормальные бумаги мы можем инвестировать только 40-50% денег. А остальное приходится отправлять в облигации или на депозиты в банки под очень низкие доходности.
НПФ, куда поступают эти пенсионные деньги, хотят, чтобы портфели росли вместе с фондовым рынком. Иначе как привлечь будущего пенсионера с доходностью в 8%, если НПФ рядышком нарисовал доходность в 20%?
Поэтому управляющие вынуждены держать долю акций на максимальном уровне в 65%, то есть быть агрессивными с позиции пенсионных денег. Отсюда и убытки, которые возникают при падении фондового рынка, а как иначе, если НПФ не разрешают управляющим придерживаться умеренно-консервативной стратегии.
Ну вот, теперь у нас стоит задача добить оставшиеся 15-25% в акции. Смотрим на список и начинаем выбирать. А все, ничего не осталось, нормальные бумаги кончились. Будем покупать «Мечел», не важно, что бумага по итогам 2011 года упала на 60%, «Русгидро», ОГК, которым государство не дает зарабатывать, отсюда и неважная динамика акций. Полубанкротный «ПИК», неизвестная компания «Золото Селигдара», какой-то ПИФБиржПлщ.
Спрашивается, почему в этом списке нет «народного IPOонера» - «ВТБ», Норникеля», «Роснефти». В конце концов, почему нет компании номер 1 в мире по прибыли и исполнителя всех желаний – концерна «Газпром».
А причина заключается в том, что есть требования по листингу, которые существуют на бирже. Понятно, что ограничения по бумагам списка «А1» нужны, но не такие глупые, чтобы какой-то ПИФ ПФН по этой логике казался более надежным эмитентом, чем «Газпром».
Я молчу про пространные листинги «А2», «Б», «В» и «И». С последним все более-менее ясно – там какие-то упрощенные правила для получения листинга. Но вот зачем остальные – загадка. Возможно, в этом есть какой-то тайный смысл, но я его не вижу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий